Новейшие разработки автомобильных реле
от Fujitsu Components
Для автомобильной электроники последних лет (и, очевидно, ближайшего будущего) характерно увеличение чмсла электронных устройств и повышение их общего энерголотребления. С другой стороны, заказчики выдвигают необходимость миниатюризации узлов и комплектующих. Производители комплектующих при разработке новых изделий стремятся удовлетворить пожелания заказчиков. Не остаётся в стороне и фирма Fujitsu Components - один из мировых лидеров в производстве реле. Наиболее типичными и перспективными выразителями этих тенденций являются реле серий FTR-P3 и FTR-P4, а также новейшие разработки автомобильных реле: FВR-P53, FTR-P6 и FTR-Е1/FTR-Е2.
Одиночные реле FTR-P3 и двойные реле FTR-P4
Эти реле разработаны для сильноточных приводов. Это, например, стеклоподъемники,центральные замки дверей, люк в крыше и подгонка кресел. Но они столь же эффективны в управлении и менее мощных электромоторов, например, стеклоочистителей,наклона руля и выдвижной антенны.
Нагрузочный ток этих реле составляет 25 А при напряжении на электромоторе 14 В постоянного тока. Максимальный бросок тока — 35 А при напряжении 16 В, потребляемая мощность — всего 600 мВт. Размеры одиночного реле FTR-P3 — 17,4 (длина) 7,2 (ширина) 13,5 (высота) мм.
Для сдвоенного реле FTR-P4 предусмотрена полумостовая цоколевка, что упрощает разводку печатной платы для него.
Оба реле выпускаются со стандартным контактным зазором 0,3 мм (или 0,6 мм, если требуется повышенная устойчивость к перенапряжениям или размыканию большого тока).
Реле FTR-P3 и P4 успешно применяются в автомобилях Honda, Mitsubishi, Nissan, Mazda и Toyota. В последнее время их активно внедряют в свои изделия немецкие автомобилестроители.
Для реле FTR-P3 и P4 существуют аналоги с низким уровнем шума. Это одиночное реле FTR-P5 и сдвоенное FTR-P2. Их акустический шум не превышает 50 дБ на расстоянии 5 см. Это существенно снижает слышимые в салоне шумы от электронных схем управления. В то же время в некоторых применениях шум реле даже желателен — например, при включении указателя поворота. Считается, что отсутствие характерного «тикания » при включении «поворотника » может нервировать водителя. Хотя в большинстве устройств низкий уровень шума, конечно, плюс.
Попутно заметим, что FTR-P5 рассчитан на непрерывный ток в 25 А при номинальной рассеиваемой мощности 450 мВт. В нем предусмотрена структура с одной крышкой, что улучшает отвод тепла.
FBR53 — сверхминиатюрные реле (125 °C,1 form U/1 form A)
Особенностями этих реле являются большой непрерывный ток нагрузки 40 А (при 20 °C)и потребляемая мощность всего 600 мВт.
Реле рассчитано на напряжение 14 В (чисто резистивная нагрузка)и имеет ресурс в 100 000 переключений при токе 20 А. Допускается бросок тока при включении до 60 А при напряжении 60 В постоянного тока (при 20°C).
Реле имеет размеры 15,5 (длина) 12,1 ((ширина) 13,7 (высота)мм и весит 6 г.
Поскольку это реле работает по закону переключения 1 Form U, оно способно переключать две нагрузки одновременно и позволяет снизить вес и размеры устройств, в которых обычно требовалось два реле, например, для ламп аварийной сигнализации или усилителя рулевого управления.
В модификации с законом переключения 1 Form A оно может работать на сильноточную нагрузку, например, АБС или обогреватель стекла.
FTR-P6 — новое сверхминиатюрное реле (25 A,1 form C)
На сегодня FTR-P6 — самое миниатюрное автомобильное реле на ток 25 А из имеющихся на рынке. Размеры нового реле FTR-P6 11,8 (длина) 8,8 (ширина ) 10,3 (высота) мм.Его объем на 33%меньше, чем у предыдущего реле со штыревыми выводами — FTR-P3. Потребляемая мощность 800 мВт.
Реле выдерживает бросок тока в 35 А. Оно обладает низким акустическим шумом — 60 дБ/5 см, что позволяет опять-таки использовать его в салоне автомобиля.
Конструкция реле оптимизирована для виброустойчивости и пайки бессвинцовым припоем методом оплавления. Гарантируется надежность пайки в течение 15 лет по стандарту IPC-SM-785 5.
Все эти особенности позволяют использовать одиночное реле FTR-P6 для работы электроприводов с такими нагрузками, как стеклоочистители с прерывистым ходом и реверсивными электромоторами.
Реле FTR-P6 используется в замке дверей новой Toyota Hybrid Vehicle.
FTR-E1/FTR-E2
Самая последняя разработка Fujitsu Components — серии FTR-E1 и FTR-E2. Эти реле отличаются низким потреблением (640 мВт)и непрерывным током через контакты до 25 А. Низкий уровень акустического шума (до 60 дБ/5 см). Эта серия будет выпускаться в одиночном исполнении (FTR-E1) и сдвоенном (FTR-E2 с внутренней полумостовой схемой). Оба реле поступят на рынок в конце 2003 года.
Все новые реле разрабатываются c учетом новейших требований с точки зрения экологии: ни в самих реле, ни в процессе их производства не используются фреоны, кадмий или свинец.
В ближайшее время можно ожидать появления других изделий: поляризованных реле, высокотемпературных версий (SMC), а также реле для 42-вольтовых систем.
Параметры основных серий автомобильных реле Fujitsu Components приведены в таблице.
Таблица. Автомобильные реле Fujitsu Components
Серия |
ШхДхВ,мм |
Вес, г |
Контакт |
Iраб , А/час |
Uобм , В |
Механическая износостойкость
(число срабатываний) |
FTR P1 (бесшумное) |
16,9х21,8х16,3 |
10,0 |
1С |
20/1 |
9...12 |
1000 х103 |
FTR P2 (бесшумное) |
16,5х21,0х18,0 |
13,0 |
1С |
25/1 |
9...12 |
500 х103 |
FTR P5 |
9,7 х20,4 х16,7 |
7,0 |
1С |
25/1 |
9...12 |
500х103 |
FTR P6 |
12,1 х15,5 х10,3 |
3,0 |
1С |
25/1 |
9...12 |
107 |
FTR P3 |
7,2 х17,4 х13,5 |
5,0 |
1С |
25/1 |
9...12 |
300 х103 |
FTR P4 |
14,2 х17,4 х13,5 |
10,0 |
1С |
25/1 |
9...12 |
300х103 |
FBR161 |
16,2х21,7х16,2 |
11,0 |
1С |
25/1,17/1 |
9...12 |
500х103 |
FBR166 |
16,2х21,7х16,2 |
11,0 |
1С |
25/1 |
6...12 |
500х103 |
FBR51/52 |
12,1х15,5х13,7 |
6,0 |
1С |
25/1 |
6...12 |
400х103 |
FBR53 |
12,1х15,5х13,7 |
6,0 |
1U,!A |
40А) |
6...12 |
107 |
FBR512/522 (миниатюрное сдвоенное) |
16,2х24,0х14,1 |
12,0 |
1Сх2 |
25/1 |
6...12 |
400х103 |
FBR51(WF) (для ламповой нагрузки) |
12,1х15,5х13,7 |
6,0 |
1А |
25/1 |
9...12 |
1000х103 |
FBR572/582 (сдвоенное,для батареи 24В) |
20,0х26,0х16,2 20,0х26,0х17,0 |
18,0 |
1С |
30/1 |
24 |
100х103 |
FRL 274 |
21,3х23,7х19,2 |
20,0 |
1А,1С |
30 |
6...24 |
100х103 |
FRL 274 (тип 40А) |
21,3х23,7х19,7 |
20,0 |
1А,1С |
50 |
12 |
200х103 |
Константин Курышев
|