Белорусский премьер
Узнав о том, что первый номер "КиТ" в новом году будет посвящен разъемами и соединителям, сразу вспоминала фразу, сказанную при скоплении коллег одним из ведущих разработчиков нашей республики: За разъемами? Только в "Премьер Электрик"! Это уверенная и безапелляционная фраза заинтересовала прежде всего тем, что фирма "Премьер Электрик" ассоциировалась у меня с контроллерами Cygnal Integrated products, какими угодно активными и пасивными компонентами, но никак не с разъемами. Для разъяснения этого видимого несоответствия я решила обратиться к директору "Премьер Электрик" Василию Колтуну.
—Василий, расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем пути от студента БГУ до директора собственной фирмы «Премьер Электрик ».
—Закончив в 1992 году факультет Радиофизики и электроники БГУ (Белорусского госуниверситета), я получил основательные знания в области электроники, и не только. Пользуясь случаем, благодарю за это старшего преподавателя кафедры Ивана Алексеевича Шалатонина, создавшего на собственном энтузиазме хорошо оснащенную лабораторию, где студенты получали возможность практически применять свои знания.
Момент окончания учебы пришелся на время становления рынка. Где-то это был рынок, где-то — базар, но, так или иначе, нужно было осваиваться. Почти год я проработал в одном из первых малых предприятий Минска (МП «Аксиома ») при университете младшим научным сотрудником. Работа была интересная, но оплата не поспевала за инфляцией.
Помню случай, когда поехали в банк за наличными деньгами для покупки двух компьютеров. Нам отгрузили большой, наподобие картофельного, мешок денег, плюс спортивную сумку. Явно не готовые к такому повороту событий, поскольку приехали на общественном транспорте, а мобильных телефонов тогда еще не было, мы поплелись с этим грузом на стоянку такси, которая была не очень близко.
Для движения по научной тропе — в аспирантуру — заслон поставили вопросы к экзамену по философии. Просмотрев их, я понял, что мои познания в этой области отнюдь не на должном уровне, а перспектива все это выучить не вселяла никакого энтузиазма. Дальше было СП «SSB » с уровнем зарплаты практически на порядок выше прежней и должность программиста-«железячника » (или наоборот). Потом мне доверили продажу электронных компонентов Dallas Semiconductor, чем я и занимался до того, как созрел для собственного дела.
—Насколько я помню, дело у вас открылось быстро и пошло как-то на удивление споро. Расскажите о своем предприятии.
—Компания образовалась в канун 2001 года — на рубеже тысячелетий. Рынок электронных компонентов 2000 года можно определить одним словом — аллокация: цены на многие компоненты были заоблачные, сроки поставки — еще более того. Для производителей, использующих электронные компоненты в своем производстве, это были тяжелые времена. Не менее простыми,как это ни противоречит логике вышесказанного, они были и для дистрибьюторов. Постоянные изменения в условиях поставок, необходимость согласовывать новые цены и сроки с заказчиками — отнюдь не всегда в их пользу — делало работу достаточно напряженной и нервной. При создании компании было большое желание изыскать возможности и предоставить заказчику варианты решения сложных ситуаций, как, например, в случае резкого повышения цен либо увеличения сроков поставок.
—Что позволило вашей фирме буквально за 2 года стать в один ряд с крупными, старыми и весьма опытными дистрибьюторами?
—В самом начале работы фирма состояла их трех сотрудников. Первым этапом было, естественно, создание базы технической информации электронных компонентов как зарубежного, так и отечественного производства, информации об аналогах компонентов и потенциальных поставщиках. Эта достаточно кропотливая работа, проделанная вначале, позволила довольно быстро почувствовать уверенность на сложившемся к тому времени рынке электронных компонентов. Была проведена большая работа по изучению предложения производителей, по разным причинам не представленным, либо слабо представленным на белорусском рынке. Анализ ситуации и обработка новой информации дали более полную картину рынка. На основании наработанного материала и опыта появилась возможность строить собственные небольшие прогнозы. Однако воспользоваться этим в полную силу на начальном этапе не удавалось из-за отсутствия достаточных средств продвижения на рынок новых изделий и техно огий. Следующей отправной точкой к становлению фирмы стало удобство распо ожения офиса. Разработчики и, в большинстве случаев, снабженцы не имеют времени, да зачастую и возможности, ездить по городу на автомобиле.Местом распо ожения компании был выбран центр города, рядом с метро. Конечно, молодому предприятию нелегко было начинать с оплаты офиса в элитной части города. Однако овчинка вполне стоила выделки, как выяснилось со временем. Все вышеописанные меры в комплексе, плюс близость офиса к центральному вокзалу Минска (10 минут ходьбы) дали возможность новорожденной фирме не только не зачахнуть,но и начать активно развиваться.
С первого дня мы начали работу над своим сайтом, так как одной из главных наших задач считали обеспечение разработчиков грамотной (переведенной) информацией по продукции, которую мы представляем. Кроме того, хотели помочь сориентироваться в выборе нужного компонента либо решения.
Все это позволило «Премьер Электрику » стать к настоящему времени дистрибьютором Cygnal Integrated products, Value Added, дилером STMicroelectronics. Сейчас мы работаем со многими западными дистрибьюторами, что позволяет регистрировать проекты, обеспечивать техническую поддержку и поставлять компоненты многих мировых производителей.
—Интервью наше случилось благодаря услышанному мною совету одного из ведущих специалистов отовариваться разъемами исключительно в вашей фирме. Расскажите, пожалуйста, о вашей работе с соединителями, благодаря которой вы заслужили столь лестную оценку наших специалистов.
—С активными компонентами работать для нас — привычное дело. Но для комплексного обеспечения заказчика, как на этапе разработки, так и при поставках на производство, со временем пришлось дополнить основную линию продукции установочными изделиями, разъемами и реле. Понятно, что поддерживать склад и обеспечивать поставки всех типов разъемов невозможно. Поэтому на данном этапе упор был сделан на недорогие, но с проверенным качеством разъемы азиатских производителей, достаточно широко используемые практически в любом устройстве и приборе, а также на разъемы российских производителей.
—Что, на ваш взгляд, позволяет российским производителям разъемов оставаться на плаву и быть более предпочтительными по сравнению с зарубежными производителями соединителей?
—Постсоветские производители соединителей переживают не лучшие времена. По моей оценке, то, что позволяет оставаться им конкурентоспособными, это старые разработки, где используется миллиметровый шаг либо уникальные конструкции; новые разработки, которые должны быть совместимы и взаимозаменяемы с существующими блоками и устройствами, оборудованными соединителями такого же типа; устройства специального и военного применения, где импортные аналоги недопустимы либо очень дороги.
—Чем отличается ваш подход к работе с заказчиком от других дистрибьюторских компаний?
—Из-за великого разнообразия производимых в мире электронных компонентов разработчику порой трудно подобрать необходимое сочетание, оптимальное для данной разработки. Часто процесс выбора компонентов при разработке нового изделия идет двумя путями: первое — подбираются все компоненты от различных производителей (по критерию наилучших характеристик), второе — по критерию наиболее простого и быстрого этапа проектирования. Оба пути имеют свои достоинства и недостатки. Однако применение компонентов с наилучшими параметрами, как правило, приводит к неоправданному удорожанию изделия, так же как и следование принципу простоты разработки. Иногда в разработку закладываются нерекомендуемые к применению либо снятые с производства изделия. Оптимальное решение — это компромисс, в результате которого не ухудшаются потребительские качества прибора и подбирается оптимальное сочетание компонентов. На этапе разработки свою задачу как дистрибьютора мы видим в том, чтобы, находясь в контакте с производителем, владея необходимой технической информацией, оценивая состояние рынка, помочь разработчику сделать правильный выбор. При производственных поставках наша задача — бесперебойное, своевременное их обеспечение по оптимальным ценам. Пожалуй, прозвучит банально, но своевременность поставок нами достигается за счет поддержания складского запаса и наличия резервных поставщиков. Здесь нечто новаторское придумать сложно. Конкурентный уровень цен обеспечивается оптимальным выбором производителя и грамотным обоснованием цены для проекта.
—Буквально несколько слов о контроллерах Cygnal Integrated products.
—После бума развития микроконтроллеров всевозможных RISC-архитектур, которые позволяли увеличить производительность систем, не увеличивая частоты ядра, началась эволюция старого и всем привычного семейства 8051. Пионером здесь был Dallas Semiconductor. Но в какой-то момент наступил излом, и произошло значительное снижение темпов. Причиной этого стал переход нескольких специалистов во вновь образованную компанию Cygnal Integrated products. В результате эволюции заново созданное ядро 8051 сохранило хорошо всем известный набор команд и архитектуру, но было расширено и дополнено. Фактически Cygnal производит RISC-процессоры с конвейерной архитектурой, с производительностью до 100 MIPS, выполняющие стандартный, широко распространенный код 8051-го семейства. Переработка ядра позволила снизить энергопотребление ниже 1 мА, что было недостижимым рубежом для предыдущего поколения. Наличие на кристалле Flash-памяти достаточно большого обьема, в которой могут храниться как программный код, так и данные; большого набора аналоговых и цифровых периферийных устройств; возможность переопределения функций портов ввода-вывода — все это позволяет создавать законченные системы на одном кристалле с последующей возможностью изменять функциональное назначение устройства без изменения схемотехники.
—Вы сказали, что являетесь дилером STMicroelectronics. Что под этим подразумевается?
—Даже один не самый крупный производитель электронных компонентов производит и предлагает такой широкий ассортимент типов и модификаций, что любой крупный западный дистрибьютор не в состоянии поддерживать весь перечень на складе. Это приводит к необходимости кооперации между дистрибьюторами, когда закупки производятся не только у производителя, но и у другого дистрибьютора. В России этот процесс пошел дальше. Причин тому видится, по крайней мере, три. Первая — боязнь, а в отдельных случаях и невозможность работы некоторых западных дистрибьюторов, имеющих официальные и иногда эксклюзивные права на поставку определенного брэнда, непосредственно с конечными потребителями на территории России (этому есть свои причины, но я не буду о них сейчас говорить). Вторая — обширность территории, что не позволяет дистрибьютору эффективно работать во всех регионах. Третья — иногда очень плотная, годами выверенная и налаженная связь между отдельными поставщиками и потребителями, которая затрудняет появление новых поставщиков. Все это приводит к появлению достаточно тесного сотрудничества дистрибьюторов между собой. Так появилось нетипичное для этого рынка слово дилер.
—Спасибо, Василий,за обстоятельное знакомство с «Премьер Электриком ».
—Очень рад, что журнал «Компоненты и Технологии » вот уже 2 года широко доступен белорусским специалистам. С нетерпением ждем каждого следующего номера. Спасибо за прекрасное издание. Надеюсь на долгое сотрудничество.
Интервью провела Светлана Муромцева
|